Как нарисовать натюрморт карандашом — легкие поэтапные мастер-классы для начинающих + фото красивых натюрмортов

Натюрмортом называется изображение «мёртвой природы» (так переводится это слово с французского).

Этим термином также обозначают жанр, в котором главными персонажами произведения выступают преимущественно неодушевлённые вещи.

Англоязычное название художественного направления звучит как «неподвижная жизнь» (Still Life).

Умение создать академический карандашный натюрморт является базовым навыком любого художника, будь то профессионал или любитель.

Этот сложный процесс представляет собой последовательность шагов, начиная с выбора сюжета, подбора предметов и их правильного расположения, и заканчивая созданием визуального объёма.

Такая практика развивает одновременно несколько навыков:

  • Выстраивание композиции;
  • Постижение закономерностей перспективы;
  • Придание рисунку объёмности штриховкой.

Отработка данных этапов позволит совершенствовать своё мастерство и продвигаться от простого к сложному.


Содержание

Идеи и сюжеты

Натюрморты создавали мастера разных эпох и стилей, черпая вдохновение в повседневной жизни. Самыми распространёнными темами изображений являются цветы, фрукты и овощи, вазы и кувшины.

На картинах известных художников часто встречаются рыба, битая дичь и птица, плоды, корзины, кухонная утварь, украшения, ткани.

Собственно, частью композиции может стать любой предмет обихода. Полёт фантазии рисовальщика ничем не ограничивается. Идеи вызревают на основе предпочтений и впечатлений автора.

Перед художником стоит задача передать через молчаливые предметы определённые эмоции и настроения.

Отбор и расстановка элементов

Прежде всего следует помнить, что все составляющие будущей работы объединяются определённой темой или связываются общей концепцией. Далее нужно определить основополагающие принципы:

  • Формат (горизонтальный, вертикальный, квадратный);
  • Симметричное либо смещённое положение центра изображения;
  • Схема расположения предметов в рамках избранного формата.

Формат

Наиболее распространён горизонтальный, потому что он позволяет расставить довольно значительное число предметов. Вместе с тем натюрморту может не хватить глубины.

Недостаток корректируется фактурной стеной, шторой или драпировками на втором плане.

При вертикальном расположении предполагается использование высоких объектов, например, ваз. Это порождает ощущение стремления вверх. Но тогда предметов не должно быть много.

Если выбран формат квадрата, главный акцент делается на центральной части, что подчёркивает равновесие всей композиции.

Существует также округлый формат, однако он используется крайне редко, поскольку является самым неудобным.

Геометрические схемы

Важно правильно распределить составные части внутри избранного формата:

  • К примеру, при вертикальном формате в вершине воображаемого треугольника находится наиболее высокий предмет, а в основании будут располагаться те, что помельче.
  • В квадрат самым логичным образом впишется круговое расположения предметов с центральным объектом посередине.
  • При выборе горизонтального формата расстановка осуществляется диагонально или по кругу.
  • Не рекомендуется выстраивать арт-объекты в простой ряд, иначе работа выйдет однообразной и неинтересной.
  • Предметы могут перекрывать друг друга или располагаться с промежутками. Так рисунок становится визуально намного живописнее.
  • Для усиления эффекта можно располагать некоторые предметы позади других.
  • Чтобы композиция не выглядела перегруженной, нужно использовать в ней предметы не более трёх размеров.
  • Следует определить главенствующий объект, притягивающий взгляд. На нём будет сосредоточено внимание зрителя. Такой элемент выделяет размер, форма или цвет.

Этапы работы над натюрмортом

Чтобы с созданием рисунка не возникло серьезных проблем, лучше заранее разделить работу на этапы. Тогда даже у начинающих художников не возникнет проблем.

 

Свет

Грамотное освещение является залогом успеха. Верхний свет обычно направляется с одного из боков.

Таким образом можно чётко обозначить объёмы деталей рисунка. Они создаются тенями и рефлексами на соседних объектах.

Световые акценты переднего плана должны быть особенно контрастными.

Искусственное освещение позволит добиваться чёткой светотени, а дневной свет из оконного проёма обеспечит мягкие контуры с плавными переходами.

Соотношение цвета

Натюрморт можно нарисовать как монохромным, используя лишь простой карандаш, так и цветным. Существует правило трёх цветов, согласно которому выбирают не более 2-3 основных цветов.

Их оттенки смело комбинируют, избегая аляповатости и утомительной для зрения пестроты.

Работа цветными карандашами сделает произведение ещё реалистичнее, особенно при использовании лессировки, то есть послойного наложения тонов.

Набросок

Для простейшего рисунка понадобится немногое: подготовленная натура, альбомный лист бумаги, карандаши, точилка и чернильная резинка:

  • Вначале вычерчиваются две диагонали, пересекающиеся в нижнем углу будущего рисунка. Таким образом обозначается поверхность, на которой размещаются составляющие.
  • Лёгкими карандашными линиями обозначаются их места и намечаются объёмы.
  • Процесс начальной прорисовки весьма трудоёмкий, он закладывает основу дальнейшей работы. Необходимо соблюсти формы всех элементов и пропорции по отношению друг к другу.
  • Чтобы натюрморт выглядел гармонично, важно правильно определить центр и грамотно расположить второстепенные объекты.
  • Тогда они не будут выглядеть слишком крупными или чересчур мелкими, а также неоправданно смещёнными в углы бумажного листа.
  • Чтобы не возникло ошибок с размерами, можно проводить измерения с использованием карандаша. Лист заполняется равномерно.
  • Сверху следует оставить больше свободного пространства, потому что при взгляде на рисунок должно возникать впечатление, что предметы стоят на плоскости.
  • В наброске изначально должны присутствовать и невидимые линии. В основе всех предметов лежат одна или несколько разных геометрических фигур.
  • Например, чтобы изобразить яблоко, апельсин или арбуз, нужно сначала нарисовать шар. В прообразе кувшина можно рассмотреть овал.
  • Когда мастер убедится, что пропорции верны, он начинает создавать контуры. Передний план по законам перспективы прорисовывается ярче и чётче по сравнению с задним.
  • Акцент карандашом делается на тех предметах, которые расположены ближе к зрителю.
  • После начертания основной геометрической формы изображение детализируют. Затем резинкой стирают нарисованные раньше невидимые контуры и вспомогательные линии.
  • В процессе рисования эскиза важно всё время контролировать пропорции и их соотношение. Мало кто способен сразу сделать безупречную зарисовку.

Нужно отстраниться от работы, затем спустя некоторое время вернуться и оценить её свежим взглядом. Так можно заметить и исправить ошибки.

Придание объёма

После прорисовки видимых контуров рисунок всё ещё остаётся плоским и безжизненным. Для иллюзии трёхмерности необходима светотень, которая создаётся нанесением штриховки:

  • Линии должны быть ровными, наноситься вплотную друг к другу, при этом не сливаясь в сплошное пятно. Они могут быть длинными, короткими либо прерывистыми.
  • Необходимо выявить участки, где имеются блики либо тени. Зоны бликов не штрихуют или осветляют.
  • Выделение теней требует определённого навыка, развить который несложно при условии постоянной практики. Полезно тренироваться, рисуя складки драпировок.
  • При изображении теней нажим на карандаш регулируют таким образом, чтобы в нужных участках создать градиент, ведь тень далеко не однородна.
  • Нужно помнить и о тенях, отбрасываемых самими предметами.
  • Во время штриховки мизинец опирается на лист бумаги. Двигаться должно запястье, а не вся рука.
  • Заключительным моментом является растушёвка с последующим внесением необходимых исправлений и доработок.

Достоверность нарисованного следует постоянно сверять с оригиналом.

Пример натюрморта для новичков

Алгоритм выглядит следующим образом:

  • Наметить расположение изображаемых плодов. Тыква слегка смещена влево, яблоко в середине.
  • На тыкве обозначить углубление и ветку, верхний и нижний полюса набросать немного приплюснутыми.
  • Выделить сегменты на тыкве ровными отрезками, затем их закруглить. Чётко прорисовать ветку тыквы.
  • Сделать намётки бугров на яблоке, очертить плодоножку.
  • Слева от неё нарисовать увядший лист с неровными краями, ещё один листочек справа изобразить более раскрывшимся и правильным по форме.
  • Добавить овал отбрасываемой яблоком тени.
  • Под тыквой наметить очертания отдельно лежащих листиков.
  • Нанести штрихи на сегменты тыквы, штриховку растушевать.
  • Затемнить левую дольку тыквы так, чтобы сверху она была светлее.
  • Очередную долю разделить пополам и положить тень, не забыть о рефлексе внизу. Сверху высветлить зону на правой половине доли. В нижней части крестообразно заштриховать.
  • Так заштриховать и следующий сегмент, в нижней части которого нанести линии в виде дуг.
  • Затемнить остальные доли. На гранях справа сделать блики. Детали, находящиеся дальше от глаз, должны выглядеть темнее.
  • Ветку тыквы заштриховать, делая её середину темнее.
  • Соединение ветки и тыквы затемнить, на правой стороне ветки показать светлый участок.
  • Заштриховать лежащие листья, в нижней части которых тень становится гуще.
  • Сделать на яблоке лёгкую угловую штриховку, после чего перекрыть её линиями, повторяющими форму фрукта.
  • Усилить штриховку там, где из яблока вырастает веточка.
  • Показать на тыкве тень ветки яблока. Изобразить собственную тень в нижней части ветки.
  • Тень на листе слева должна быть гуще. Правую часть оставить светлой.
  • Заштриховать второй лист, нанося более тёмный цвет на его левую сторону, повёрнутую от света. На листе и яблоке создать блики.
  • Воспроизвести тень под плодами, где она темнее, а по мере удаления от объектов становится более светлой.

Натюрморт с минимальным числом предметов вполне по силам нарисовать даже начинающему художнику.

 

Лучше начинать с самых простых форм, последовательно переходя к замысловатым сюжетам.

Постепенно обретая уверенность, можно научиться изображать овощи, фрукты, цветы, посуду из стекла, металла, фарфора и другие предметы.

Например, книги и музыкальные инструменты, которые нередко фигурируют в полотнах голландцев.

Собственноручно созданный рисунок не просто украсит помещение.

Произведение искусства, несущее индивидуальность автора, придаст жилищу неповторимый колорит, порадует близких и обязательно вызовет восхищение гостей.

Фото рисунка натюрморта карандашом

 

Автор статьи:
Добавить комментарий